|
|||
Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация Многочисленные литографииВ самом деле, многочисленные литографии, в которых Герта Михайловна, казалось, походя и не ставя себе строго портретных целей, фиксировала характерный облик молодых людей 1960-70-80-х годов- художников, поэтов, любителей искусства, - постоянно посещавших ее дом, отмечены теми же достоинствами, быть может, не всегда очевидными зрителю потому, что, не зная их каждого в лицо, он воспринимает эти персонажи обобщенно, как некие типажи из современной городской толпы. В конечном счете, это в известном смысле действительно уличные типажи, выхваченные из людского потока острым глазом сегодняшнего художника. Здесь невольно возникает ассоциация с эстампами высоко чтимого и любимого Гертой Михайловной Тулуз-Лотрека - тот же живой интерес к окружающим людям, того же рода артистизм, то же органическое, бескомпромиссное неприятие академической правильности и чистоты рисунка, та же острота и лаконизм решения. Речь идет, разумеется, лишь об известной общности художнического типа и пластических средств. Сказанное о портретной работе Неменовой будет явно неполным, если не упомянуть о том, что нередко она делала литографским карандашом несколько зарисовок одного и того же лица в разных ракурсах и поворотах, стремясь к наиболее емкой и острой его характеристике. В тех случаях, когда ряд таких рисунков по своим пластическим качествам был более или менее равноценен, Герта Михайловна печатала их все, и возникала своего рода серия литографских листов, взаимно дополняющих друг друга, обладающих особой выразительностью именно в своей совокупности. Назову, для примера, упоминавшуюся группу портретов Марселя Марсо, а также на редкость экспрессивные портретные наброски известного ленинградского коллекционера и энтузиаста нового искусства Л. В. Кацнельсона. История графики XX столетия знает немало примеров такого рода серий, в том числе и самые высокие (Матисс, Пикассо). Кажется, что у Неменовой это было не сознательным методом работы, а скорее фактическим результатом творческой практики. |
|