Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Литографская практика Неменовой

Наконец, особую группу листов, сформировавшуюся в литографской практике Неменовой главным образом в 1960-1970-х годах и принесшую ей известность и немалое творческое удовлетворение, составили портреты выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры (главным образом литераторов и художников), созданные по различным иконографическим источникам, откорректированным авторским восприятием их искусства и их самобытных личностей: Гоголя, Достоевского, Оскара Уайльда, Марселя Пруста, Александра Блока, Чарли Чаплина, Франца Кафки, молодого Пикассо, Фернана Леже (своего парижского учителя Неменова, конечно, помнила, но портретировала, положив в основу давний беглый набросок, спустя тридцать лет), Александра Грина, Казимира Малевича, Бориса Пастернака. К этому ряду примыкают опирающиеся на рисунки с натуры портреты Д. Д. Шостаковича, А. А. Ахматовой, В. Д. Дудинцева, Д. А. Гранина (с ним и его женой она многие годы дружила). Несколько слов о двух первых. С Шостаковичем Герта Михайловна была хорошо знакома и неоднократно встречалась, главным образом, с середины 1940-х годов, когда и сделала ряд натурных зарисовок, использованных затем при работе на камнях. У Ахматовой Неменова бывала на протяжении последнего десятилетия жизни поэта и еще в 1957 году исполнила несколько ее карандашных набросков, из которых один лег в основу литографии (с ней она, помнится, немало повозилась). Свидетельством симпатии Ахматовой к искусству Герты Михайловны является дарственная надпись на одном из немногих ее поэтических сборников тех лет: Герте Неменовой автору острых и интересных портретов Ахматова 18 апр. 1961.

Над некоторыми из портретов - Достоевского, Грина, Чарли Чаплина - она билась подолгу, делала варианты (так, в портрете Грина появлялась и исчезала птичка, в портрете Чаплина - собачка у его ног и при этом решительно менялся фон), работала упорно, настойчиво. Другие - Леже, Пруста, Малевича - дались ей почти сразу. Портреты Гоголя и Достоевского имели особенно долговременный успех и широкое хождение в кругах любителей искусства (тиражи их не раз допечатывались), побывали на многих выставках, осели во многих собраниях, воспроизводились на театральной и музейной афишах.