Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Станковые эстампы по роману Мастер и Маргарита

Почти одновременно с литографиями по Гамлету Театра на Таганке возникли станковые эстампы по роману Мастер и Маргарита. Уже первая, журнальная публикация романа М. А. Булгакова (1966-1967) произвела на Неменову, как и на многих тогда, впечатление откровения, и она, помню, постоянно в разговорах возвращалась к Мастеру... и его персонажам (очень ей нравился, в частности, кот Бегемот). Позднее, в 1972-1975 годах, Герта Михайловна сделала ряд литографий по московскому пласту романа, насыщенному человеческими страстями и всяческой дьявольщиной. Не претендуя на полноту воплощения романного пространства, листы дают гротескно-заостренный отклик на него современного художника. Это была единственная - после давних иллюстраций к Манон Леско и Истинному раю - попытка ее отозваться на литературное произведение, так как не раз высказывавшиеся намерения сделать иллюстрации к повести Сэлинджера Над пропастью во ржи не были никак реализованы.

Внутри жанра театральной зарисовки постепенно сложилась и выделилась в самостоятельную ветвь сюита портретов больших актеров: Марии Казарес, Жана Вилара, Симоны Синьоре, Ива Монтана, Елены Вайгель, Леонида Енгибарова, Александра Киса, некоторых других. Остротой и лаконичностью запоминается среди них серия отточенных портретных набросков Марселя Марсо, чья выразительная внешность мима легко легла на бумагу (обычно же Герта Михайловна подолгу билась над натурным наброском уже дома, очищая его от всего лишнего, случайного, необязательного).