Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Наброски карандашом

Как уже сказано, многие годы Герта Михайловна занималась театральными и цирковыми зарисовками, своего рода пластическим репортажем, рисуя из зала, а чаще за кулисами, в артистической уборной - в короткие минуты антракта, до и после представления. Работа была напряженной, нервировала ее, доставляла бесконечные огорчения. Обычно это были беглые наброски карандашом мизансцен и портретов актеров в роли, главным образом на гастрольных спектаклях, часто - актеров зарубежных трупп. Дома они перерабатывались и перекраивались, нередко подцвечивались акварелью. Многие варьировались вслед за тем в литографии. При этом Герта Михайловна полностью зависела от каприза актеров и администраторов, а также от доброй воли заказчика, в роли которого выступал Ленинградский театральный музей. С годами центр тяжести в этой сфере ее работы перешел на литографию. Пластический язык эстампов с течением времени сильно менялся: от достаточно документального в 1950-е годы (хотя тогда-то он казался весьма раскованным) до все более свободного и острого в 1960-1970-е годы, когда задача прежде всего фиксации увиденного на сцене сменилась проблемой не столько даже истолкования, сколько общего осмысления театрального действа (в сущности, тот же процесс шел в те годы и в театрах). В самые последние, 1980-е годы театральными литографиями она практически не занималась.

Соответственно, Неменова шла от лаконичного линейного рисунка к сложной пластически разработанной композиции с условие обозначенным сценическим пространством и впечатляющим тональным решением (для чего использовала эффектную затяжку оттисков с резкими контрастами света и тени). Особенно сильное впечатление производят большие листы, посвященные спектаклям Театра на Таганке (Гамлет с участием В. Высоцкого и А. Демидовой). Таким образом, в 1970-х годах на смену репортажным по своим задачам наброскам приходят серьезно продуманные, картинные эстампы на театральные темы, неожиданные по построению пространства и зачастую глубоко драматичные по самой своей сути.