Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Этап аналитический

Новое решение портрета находит Осолодков в холстах Колхозница и Девушка в голубом. Работы эти отмечены широким и свободным пониманием формы. Легкие, светлые, почти эскизные по живописи, тяготеющей к фреске, эти произведения показывают, что, отходя от чуть грубоватой конкретности и, порой, почти осязаемой вещественности более ранних работ, Осолодков в середине 1930-х вступает в новую, весьма интересную фазу развития своего творчества. Однако его работы последующих лет до нас, к сожалению, не дошли.

Сохранившиеся портреты, за редким исключением не датированные, созданы на протяжении не более четырех-пяти лет (1932- 1936). Представляется, что их можно разбить на три группы, каждая из которых определяет известный этап работы художника в соответствии с задачами, которые он поочередно выдвигал для себя на первый план. Несомненно, что, постепенно сменяя друг друга, эти этапы могли в течение какого-то времени и сосуществовать в его практике. На первом этапе (Шахтер с лампой, Шахтер) Осолодков ставил себе почти учебные задачи выявления конструкции формы. Это этап аналитический. Облик изображенных сознательно схематизирован. По всей видимости, работы эти писались не всегда с натуры, и они не являются портретами в прямом смысле слова. В них заметно некоторое влияние кубистических полотен Пикассо. Затем возникли холсты (Рабочий, Матрос, Парень в тельняшке), в которых с максимальной четкостью выявлена их конкретная портретность при сохраняющемся внимании к большой форме (массе, как называет ее Осолодков). Человек, его одежда трактованы в них подчеркнуто материально, вещественно. И, наконец, как вывод из всего предшествующего развития, появились такие произведения, как Колхозница и Девушка в голубом. Это этап уже синтетический, не только суммирующий напряженную работу ряда лет, но, главное, намечающий путь будущих исканий.