Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Положение современной резцовой гравюры

В отличие от гравюры на дереве и литографии, находившихся в 20-х годах на подъеме, отечественная гравюра резцом на металле к тому времени давно утратила традиции высокого искусства и не знала мастеров, поднимавшихся выше хорошего знания ремесла. По существу, в первой четверти XX века профессионалов резцовой гравюры у нас не было, если не считать нескольких граверов-техников, работавших преимущественно в прикладной графике.

В странах Западной Европы резцовая гравюра пришла в упадок еще в конце XIX века. Навыки высокого технического мастерства здесь не были утрачены, но творческие проблемы оказались прочно заслонены многовековыми традициями репродукционной гравюры. Только в 10-20-х годах, когда такие мастера, как француз Лабу-рер, работавший в Париже грек Галанис и некоторые другие, приходят к пониманию нового, органически связанного с материалом метода гравирования резцом на меди или цинке, наступает истинное обновление старой техники эстампа.

Несомненно, Митрохин в общих чертах был знаком с положением современной резцовой гравюры за рубежом, но, начиная гравировать сам, не мог найти вокруг себя ни одного живого примера. Именно поэтому первые же эстампы Митрохина со свободным рисующим штрихом штихеля, далекие от устоявшихся правил моделировки формы мастеров-репродукционистов, означали возрождение в нашей стране этой прочно забытой техники печатной графики. Не будет преувеличением сказать, что это было новое открытие гравюры резцом.

Уже ранние гравюры Митрохина на металле с их прозрачной ясностью языка и разнообразием фактурных приемов показали, что он тонко чувствует возможности резцовой техники. Примечательна разумная экономность средств, с помощью которых он достигает живой интерпретации того или иного мотива. Нетронутые резцом части доски, соседствующие с длинными параллельными или сетчато перекрещивающимися штрихами, придают эстампам общую светлую, серебристую тональность.