Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Живопись Петрова-Водкина

Начиная с середины 1920-х годов Петров-Водкин еще очевиднее, чем в первые советские годы, тяготеет к тематической картине как высшему выражению своих мыслей и чувств в живописи. Картинность становится очевидным качеством почти всех его работ маслом.

В живописи Петрова-Водкина с этого времени то сосуществуют, то борются между собой две тенденции: одна, ведущая, подчиняет все в картине образному началу, другая, постепенно нарастающая, но отнюдь еще не превалирующая, стремится ввести в картину литературное содержание в форме более или менее обстоятельного рассказа. Первая тенденция коренится в неусыпном желании художника создать образ высокого звучания. Диапазон его интересов расширяется, и рядом со всегда находящимся в центре его внимания образом матери, материнства (Первые шаги, 1925; Материнство, 1924-1925; Утро в детской, 1925; Матери, 1926) появляется образ человека, которому, по мысли художника, принадлежит будущее (Девушка в красном платке, 1925; Фантазия, 1925; За самоваром, 1926; эскизы композиции Весна в деревне,1929 и др.). Вторая тенденция восходит к еще юношеской вере Петрова-Водкина в безграничные возможности литературы и поддерживается со стороны некоторых художников, прямолинейно трактовавших понятие реализма в живописи. Декларативность замысла и скрупулезно точное описание всех подробностей быта (Первая демонстрация, 1927), акцентирование жеста и мимики лиц (Рабочие, 1926) приводят к ослаблению в некоторых картинах художника выразительности пластического решения, подменяемого тщательно срежиссированным рассказом. Чрезвычайно чуткий к веяниям времени, Петров-Водкин пытается в эту пору найти органическое слияние обеих этих тенденций, - задача, подобная поискам квадратуры круга. Тем не менее он достигает в решении ее немалых успехов, главным из которых стала его самая знаменитая картина этих лет - Смерть комиссара (1927-1928).