Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Композиционная картина

К композиционной картине в первые годы революции Петров-Водкин обращается редко, строго говоря - дважды. В 1920 году он пишет свой шедевр этих лет - 1918 год в Петрограде, который называли в свое время Петроградской мадонной и который с полным правом можно было бы назвать Пролетарской мадонной. При всей возвышенности и духовности образа молодой матери, картина полна множеством характерных примет времени, чего почти никогда не было в дореволюционной живописи Петрова-Водкина. Таким образом, здесь уже намечается поворот художника не только к пролетарской тематике, - со временем она займет центральное место в его творчестве, но и к рассказу, пока еще скорее потенциальному.

Три года отделяют 1918 год в Петрограде от После боя (1923), где художник впервые обращается непосредственно к революционной теме и впервые ставит перед собой задачу, если не психологической характеристики, то, по крайней мере, передачи психологического состояния человека. После боя -произведение сложное. Совмещение в композиции разновременных планов (совсем иное, чем в Полдне), один из которых представляет собой воспоминание о только что происшедшем, проведено несколько прямолинейно. Вместе с тем в После боя действительно есть острота психологической и физиогномической характеристики революционных бойцов, равно как и свойственная всем произведениям Петрова-Водкина необыкновенная личностность пластического языка.

Если вспомнить, что вплоть до середины 1920-х годов лишь немногие из крупных советских мастеров отваживались браться за современную тему, если вспомнить, как часто под современностью понималось простое воспроизведение того или иного события и как редко художественное постижение конкретного жизненного материала поднималось в картине на высоту подлинного искусства, то станет очевидно, что обе упомянутые работы Петрова-Водкина занимают совершенно особое место в творческом наследии первых лет революции.