Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Сферическая перспектива

О сферической перспективе и так называемой трехцветке Петрова-Водкина уже не раз писали. Хочется, однако, подчеркнуть, что, хотя обе идеи возникли, конечно, не на пустом месте и можно проследить генезис каждой из них, все же в таком виде, в каком они выступили в художественной практике Петрова-Водкина, они целиком принадлежат ему, являются его, так сказать, изобретением.

Примечательно, что в своих исканиях Петров-Водкин был не только самостоятелен, но и одинок. Сохраняя приверженность к строго фигуративной живописи и станковой композиционной картине, Петров-Водкин стоял особняком между враждующими друг с другом лагерями академистов, традиционалистов (включая сюда Союз русских художников и Мир искусства) и авангардистов, не примыкая ни к одному из них по сути дела (хотя выставлялся он все эти годы на Мире искусства) и будучи неприемлем ни для правых, ни для левых в искусстве. Если не считать. К. Серебряковой и в известной мере близких к ней петербургских неоакадемистов А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева, чья живопись строилась на совсем иных началах, то Петров-Водкин окажется почти единственным крупным мастером, воплощавшим свои замыслы в эту пору стремительной ломки освященных веками форм искусства в станковой картине.

В картинах 1910-х годов Петров-Водкин интерпретирует две важнейшие в его понимании темы - юности и материнства, возвышаясь в художественном постижении образа, нравственной и живописной красоты его, до уровня значительнейших явлений мирового искусства нашего века. С редкостным мастерством достигает он полного внутреннего слияния конкретности изображения с философской отвлеченностью образа, составляющей характернейшую черту его искусства вообще, этих же лет - в особенности. Здесь выступает типичное для Петрова-Водкина настойчивое желание добраться до самой сути, до самого зерна образа, помноженное на всегдашнюю устремленность всех его душевных помыслов к идеалу. Так, в течение двух-трех лет Петров-Водкин преодолевает гигантскую дистанцию, отделяющего позднего символиста общеевропейского толка, каким он был во второй половине 1900-х годов, от глубоко национального и совершенно оригинального художника, каким он стал в 1910-х годах.