Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Изменение строя живописи

Изменение строя живописи Петрова-Водкина было естественным следствием той переоценки ценностей, которую произвел он для себя в искусстве прошлого и настоящего. Расставаясь с символизмом, он ассимилирует некоторые его качества, но с особой настойчивостью обращается теперь к национальной художественной традиции - древнерусской фреске и иконописи, искусству Александра Иванова и Врубеля, уроки которого будут для него еще более важны на рубеже 1910-х и 1920-х годов.

Так в творчество Петрова-Водкина входит и властно занимает в нем центральное положение не только русская тема, но, что важнее, специфически национальное художественное видение. В самом деле, если его символистские картины, от Элегии до Сна, весьма слабо связанные с национальными корнями, могли быть созданы и вне России, то работы 1910-х годов, начиная с Играющих мальчиков и особенно - с Купания красного коня и картины Мать 1913 года, немыслимы вне русской традиции и вообще вне  нашей страны. Конечно, такой поворот в искусстве художника не может быть объяснен только его волжскими впечатлениями, а лишь общим пересмотром основ живописи, произведенным им, вероятно, под воздействием этих впечатлений и в результате серьезнейшей внутренней работы, происходящей в сознании художника-мыслителя, каким был Петров-Водкин.

При внимательном анализе конкретных произведений можно проследить, как от картины к картине, от Купания красного коня к Матери 1913 года, а от нее к Девушкам на Волге и работам 1917 года меняется живопись Петрова-Водкина, из которой уходят черты символизма и модерна, вытесняемые совершенно своеобразным новым строем сферического картинного пространства и характерной, строго ограниченной и тонко нюансированной цветовой гаммой, не знающей параллели в современном европейском искусстве.