Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Символистские картины мастера

Первой работой, резко отличной от живописи второй половины 1900-х годов, стали Играющие мальчики (1911). Словно устав от пассивности, созерцательности образов прошлых лет, от обесцвеченной символистской красочной гаммы, Петров-Водкин пишет картину, нарочито динамичную по композиции, основанную на обостренных цветовых контрастах, с фигурами, тесно вписанными в прямоугольник холста. Этот последний прием, идущий еще от модерна (от того же Ходлера), он использует неоднократно, как в композиционных картинах, так и в портретах первой половины 1910-х годов. Что касается трехцветной красочной гаммы, бесконечно затем варьировавшейся художником, то в своем первоначальном, несколько упрощенном виде она была использована в картинах именно начала 1910-х годов - в Играющих мальчиках, Купании красного коня, Юности.

Играющие мальчики невольно заставляют вспомнить известные панно Матисса Танец и Музыка. Последние появились в доме С. И. Щукина в Москве еще в декабре 1910 года и, следовательно, Петроз-Водкин мог познакомиться с ними еще до начала работы над картиной: получить соответствующий импульс, своего рода разрешение на работу тремя совершенно условными цветами (кстати, теми же примерно, что и у Матисса). Такого рода творческие импульсы, не толкая на подражание (слишком разной внутренней направленности были эти художники - Петров-Водкин и Матисс, как до того - Петров-Водкин и Пюви де Шаванн, Ходлер), указывают важнейшее порой направление поискам живописца.

Центральным произведением в группе работ начала 1910-х годов стало Купание красного коня (1912), в котором лучшие качества обновленной живописи Петрова-Водкина нашли сильное и лаконичное выражение.

В отличие от символистских картин мастера, где смысл изображенного был как бы зашифрован для зрителя, Купание красного коня поражало и покоряло прежде всего мощью образного начала, совершенно заслоняющего собою простое и бесхитростное содержание сюжета. И хотя в фигуре могучего коня, несущего на себе слабого всадника, можно было усмотреть некий символ, акцент с литературного содержания картины был решительно перенесен на ее образное решение, неразрывно связанное со специфическими пластическими средствами.