Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Символистский период в творчестве

Символистский период в творчестве Петрова-Водкина длится не менее четырех-пяти лет. Элегия(1906), Берег (1908), Сон (1910) стали основными звеньями его живописи в эти годы, первую половину которых он прожил во Франции, где его картины хотя и экспонировались в Салоне, но вряд ли привлекали особое внимание. Однако в Петербурге живопись Петрова-Водкина оказалась шокирующе нова. Ничего подобного искусство России тех лет не имело в своей среде, ибо Петров-Водкин предложил совершенно отличный от голуборозовского вариант символизма, близкий Пюви де Шаванну и Морису Дени, а отчасти и Э. Ходлеру.

Проблема композиционной картины символико-аллегорического содержания была центральной в творчестве Петрова-Водкина конца 1900-х годов. Он упорно бился над решением задачи: выразить чисто живописными средствами в композиции с несколькими фигурами (чаще всего обнаженными или в условных антикизированных одеждах) ту или иную философскую мысль, воплотить в конкретных формах понятие общее, отвлеченное, вневременное. Сочетание ясной конкретности пластического языка неоклассицизма с иррациональностью мысли, часто к тому же довольно туманной, производит двойственное впечатление при знакомстве с этими картинами Петрова-Водкина. Там, где он добился преодоления этого дуализма и достиг органического слияния содержания и средств его выражения, искусство празднует истинную победу, где этого нет - возникает диссонанс, который, впрочем отчетливо чувствовал и сам художник. Не случайно он так и не смог привести к окончанию отдельные свои картины, а некоторые, в том числе и вполне завершенные, уничтожил.