Поездка Петрова-Водкина в Италию (октябрь 1905 - февраль 1906) носила познавательный характер: молодой художник духовно приобщился к живописи Возрождения, получив, по его собственным словам, особенно много от встречи с произведениями Джованни Беллини и Леонардо, но сам почти не работал здесь. Другое дело - длительное пребывание Петрова-Водкина во Франции (май 1906 - ноябрь 1908), прошедшее под знаком интенсивной работы, поначалу носившей учебный характер, но скоро переросшей в активную творческую. Особенно очевидны были его успехи в рисунке. Именно в это время Петров-Водкин попадает в орбиту европейского символизма, уже клонившегося к закату, но еще достаточно влиятельного. Нелишне вспомнить, что и в своих литературных трудах - а писал он с самого начала века пером, вероятно, больше, чем кистью - Петров-Водкин находился под очевидным воздействием европейского символизма, в частности, - драматургии Мориса Метерлинка. Побывав еще в 1901 году в Мюнхене, Петров-Водкин воочию познакомился с немецким вариантом символизма в живописи. Теперь, в Париже, посещая различные выставки, он мог не спеша разобраться в многообразии французского и вообще европейского искусства. И характерно, что наибольшее впечатление, - если судить по его работам ближайших лет, - произвели на него не только что прогремевшие фовисты, не выступления кубистов, а уже отходящий в прошлое, да и вообще никогда не занимавший господствующих позиций в Париже символизм. Думается, что завораживающая многозначительность и императивный пластический ритм символистской живописи как нельзя более отвечали помыслам молодого художника, жаждущего выразить обуревающие его властные, но смутные представления о предназначении человека, о месте его в современном мире, о преобразовании этого мира средствами искусства... Не столько живопись как таковая со своими собственными задачами, сколько вечные проблемы жизни, человека, искусства более всего волновали тогда Петрова-Водкина.