Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Характерная особенность творческого развития Петрова-Водкина

Как известно, среди художников от века существовала большая или меньшая специализация по жанрам, только в последние десятилетия потерявшая свою актуальность. В этой номенклатуре исторических живописцев, портретистов, пейзажистов и пр. Петров-Водкин может быть определен, пользуясь жаргонным термином самих художников, как картинщик. В самом деле, если представить себе живопись Петрова-Водкина без портретов, натюрмортов, пейзажей (последние у него вообще очень немногочисленны), то она окажется, конечно, сильно обедненной, лишенной ряда жемчужин, но место художника в русском и советском искусстве практически не изменится - столь велико и определяюще значение в его творчестве композиционной картины в традиционном смысле этого понятия. Имея это в виду, можно попытаться проследить развитие Петрова-Водкина - в контексте современного ему искусства - прежде всего как живописца картин.

Уже приходилось отмечать одну характерную особенность творческого развития Петрова-Водкина: замедленное формирование его художнической личности. В самом деле, в первой половине 1900-х годов, когда его друзья и соученики по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян уже энергично выступали на выставках и театральных подмостках, когда, сплотившись в группу, они дебютировали в качестве символистов на саратовской выставке Алая роза (1904) - прямой предшественнице знаменитой Голубой розы - словом, когда они дерзали, эпатировали, будоражили российский художественный мир странными образами своего искусства, - Петров-Водкин отстал от них (хотя, казалось, был близок им своими помыслами), все еще был начинающим художником.