Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Мир искусства

Таковы сохранившиеся черновые варианты первых страниц третьей книги трилогии. К ним вплотную примыкают упоминавшиеся отрывки из воспоминаний О Мире искусства, относящиеся к январю 1929 года, то есть ко времени, когда были набросаны первые главы Хлыновска. Неверно считать этот текст главой будущей книги - до нее было еще слишком далеко. Думается, что, приступив к Хлыновску и погрузившись в воспоминания о давних днях, Петров-Водкин с особой остротой восстановил в памяти переломный момент в своей жизни - когда он, безвестный тогда тридцатилетний художник, вернулся на родину и впервые показал работы С. К. Маковскому, а вслед за тем - на ряде выставок, принесших ему широкую прессу и всероссийскую известность. И он захотел записать, не откладывая, эти воспоминания, которые в дальнейшем могли найти место в автобиографической трилогии.

Обрисовав коротко и в достаточно жестких выражениях картину жизни искусства, которую он застал в конце 1908 - начале 1909 года в Петербурге и Москве, несколько более подробно рассказав о встречах со своим бывшим учителем Серовым, Петров-Водкин основную часть очерка отдает Миру искусства (Серова как мирискусника он, очевидно, не воспринимает и в связи с обществом не упоминает).

История взаимоотношений Петрова-Водкина и Мира искусства - это история своего рода дружбы-вражды. В годы первого Мира искусства Петров-Водкин был еще учеником Московского училища. И тогда, и позднее, до возвращения из Франции, он был бесконечно далек от этого общества. Обосновавшись же в Петербурге, Петров-Водкин очень скоро попадает в орбиту внимания мирискусников, сближается с ними, со времени воссоздания Мира искусства (1910) входит в него и остается верным ему до конца. Близость эта была отнюдь не формальной. Петров-Водкин сдружился со многими мирискусниками, постоянно общался с ними и неизменно участвовал в выставках общества.