Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Рисунки к Пространству Эвклида

Подготавливая свои повести к изданию, Петров-Водкин тогда же - в 1930 и 1932 годах - сделал для них большое число рисунков пером. В Хлыновске лаконичные и строго соотнесенные с содержанием глав рисунки подчинены архитектонике книги, трактованы как элементы книжного оформления - заставки и концовки.

Рисунки к Пространству Эвклида менее регламентированы. По существу, это свободные перовые наброски по мотивам книги или, что равнозначно, по воспоминаниям художника. Большая часть их была использована в издании в качестве заставок и концовок - в отличие от рисунков к Хлыновску никак не унифицированных, - другие размещены непосредственно среди текста. Они свободнее, импульсивнее, разнообразнее по композиции, пластической проработке формы, графическому языку, чем рисунки к первой повести. Есть среди них ряд набросков портретного характера - Петра I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также людей, близких Петрову-Водкину - Лели Можаровой, трагика Аркадского, А. Ашбе, живописцев П. Уткина и П. Кузнецова.

В целом авторские рисунки, дополняя и обогащая образный строй обеих повестей, стали их органичной, поистине неотъемлемой частью.

Повести Петрова-Водкина встретили по выходе в свет весьма разноречивые отзывы. Случайно мне привелось здесь слышать, что у моей последней книги есть враги ... Несмотря на все это, я со всех сторон слышу похвалы моему Пространству Эвклида, - писал художник жене из Москвы весной 1933 года.

В числе критиков повестей Петрова-Водкина был А. М. Горький. Еще прежде, чем выступить по этому поводу в печати, он высказал свое отрицательное отношение к ним в письмах к И. А. Груздеву. Той же позиции он придерживается в статье О прозе, опубликованной в начале 1933 года. Ратуя за чистоту русского литературного языка, Горький в этой статье с не свойственной ему резкостью и категоричностью суждений подвергает критике недавно изданные тогда книги таких далеких друг от друга литераторов, как Андрей Белый (Маски), Ф. В. Гладков (Энергия), Ф. И. Панферов (Бруски), М. С. Шагинян (Дневник) и некоторых других, в частности, и Петрова-Водкина за его Пространство Эвклида. Возражая против стилистики этой последней, Горький не только не принимает повесть в целом, но видит в ней и много неубедительной выдумки, обвиняя автора в хвастовстве и даже малограмотности.