Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Авторский корректив

Жизнь Петрова-Водкина тех лет, что описана в Пространстве Эвклида, протекала (за немногими исключениями) вдали от родного городка. Благодаря этому обстоятельству возникает возможность проверить фактическую сторону повествования - что немаловажно, учитывая его автобиографический характер, - с помощью сохранившихся (к сожалению, не полно) писем Петрова-Водкина к матери, жившей безвыездно в Хвалынске, а эпизоды, выходящие за временные рамки повести, - с помощью его писем к матери и жене.

Эти письма, а также иные материалы художественной жизни 1890-1900-х годов позволяют утверждать, что хронологию своей жизни Петров-Водкин нигде в книге сознательно не нарушает. Восстановленные в комментариях к настоящему изданию даты различных ее событий не вступают в противоречие с текстом повестей, и если некоторые неточности все же обнаруживаются, то нет сомнений в том, что они являются следствием просто ошибок памяти художника (не следует забывать, что повести о своем детстве и молодости Петров-Водкин начал писать пятидесяти лет от роду).

Другое дело, что автор не всегда следует за всеми фактами своей биографии, что как писатель он берет одни и пренебрегает другими, кажущимися ему маловажными и ненужными.

Наиболее бросающийся в глаза авторский корректив заключается в том, что Петров-Водкин ни разу не упоминает в повестях имена Ю. И. Казариной и Р. Ф. Мельцера. Между тем они оба, особенно второй, сыграли весьма заметную роль в жизни молодого Петрова-Водкина. Состоятельная любительница искусства Ю. И. Ка-зарина помогла ему в 1895 году перебраться из Хвалынска в Петербург и в течение многих лет (до своей смерти в 1912 году) поддерживала его небольшой, но регулярной денежной субсидией. Надо сказать, эта помощь и в те годы порой тяготила вынужденного принимать ее Петрова-Водкина, страстно мечтавшего стать наконец материально совершенно самостоятельным и не раз разражавшегося в письмах к матери филиппиками по адресу своей благодетельницы, не сведущей, по его мнению, в вопросах искусства.