Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Оригинальный литературный дар

Своеобразный склад ума, оригинальный литературный дар, погруженность в проблемы искусства и очевидная склонность к самостоятельному анализу самого широкого круга явлений - все это позволило Петрову-Водкину насытить Пространство Эвклида множеством интересных наблюдений, соображений, острых, быть может, не всегда справедливых, но глубоко личных характеристик. Автобиографическое повествование постоянно перемежается мыслями об искусстве и об отдельных художниках, о способах изображения видимого мира и о физических закономерностях, о восприятии внешнего мира людьми с органическими дефектами органов зрения, слуха, речи, о поведении человека в момент опасности и снова об искусстве в самых различных его аспектах. Так повесть о юности и поре возмужания автора превращается местами то в исповедь художника, то в декларацию его профессиональных взглядов, то в изложение его представлений о той или иной, часто далекой от искусства, области знаний. Это отнюдь не снижает интересности книги, скорее, наоборот, - придает ей в глазах читателя дополнительные достоинства.

А как мастерски в литературном отношении написаны многие главы Пространства Эвклида, к примеру главы, посвященные его поездке на велосипеде из Москвы в Мюнхен Он пишет об этой поездке с теплотой и юмором, рисует колоритные сцены своего дорожного быта, развертывающиеся на фоне меняющегося пейзажа, метко характеризует облик людей, нравы, строй жизни в западных губерниях России, в Польше и Германии. И как много интересных замечаний об искусстве разбросано на страницах, рассказывающих о двухмесячном пребывании Петрова-Водкина в немецких Афинах - Мюнхене, где он посещал известную рисовальную школу Антона Ашбе, в которой и до и после него обучались многие молодые русские художники и где впервые соприкоснулся он не только с немецкой, но и с современной французской живописью. Вообще Пространство Эвклида дает ценнейшие материалы как для характеристики взглядов и представлений самого Петрова-Водкина в различных областях, прежде всего - в сфере искусства, так и для понимания художественной атмосферы и многих частных вопросов жизни конца 1890-х - середины 1900-х годов в России. К этой книге неизбежно должен обращаться историк русского искусства начала XX века.