Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Пространство Эвклида

В основе обеих, продолжающих друг друга, книг лежит рассказ художника о своей жизни. Композиция Хлыновска элементарна: Петров-Водкин начинает с жизнеописания дедов, касается истории родного городка, рассказывает, постепенно замедляя темп повествования, о знакомстве и женитьбе отца и матери, о своем рождении и годах младенчества и, пересыпая повествование интереснейшими бытовыми подробностями, исподволь доходит до своих недолгих школьных лет. Хронология, положенная в основу книги, убрана вовнутрь, и даты нигде не называются, хотя значительных отклонений от реального течения жизни мальчика в тексте, вероятно, нет.

В Пространстве Эвклида автор, по первому впечатлению, гораздо свободнее обращается с фактами своей биографии, позволяя себе самые различные отступления, но последовательность событий и здесь, как выясняется при ближайшем рассмотрении, соблюдается достаточно строго. Перед глазами читателя проходят погруженные в художественную атмосферу конца XIX - начала XX века первые двенадцать-тринадпать лет жизни Петрова-Водкина в искусстве: от окончания начальной школы - через годы учения в Самаре, Петербурге и Москве - до поездки (по выходе из Московского училища живописи, ваяния и зодчества) в Италию. Автор расстается с нами февральским днем 1906 года на склоне огнедышащего Везувия, но в повести упоминается ряд эпизодов, относящихся к более позднему времени - второй половине 1900-х годов, когда Петров-Водкин работал во Франции, Северной Африке и, по возвращении на родину, в Петербурге.