Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Точные цветовые характеристики плодов, одежд, пустыни

Самаркандия - во всем - книга художника. В ней обилие чисто зрительных впечатлений: точные цветовые характеристики плодов, одежд, мавзолеев и гробниц, неба, пустыни, окружающих Самарканд гор и не менее точные пространственные определения связи архитектуры с ландшафтом. И здесь же - сведения о быте, местных обычаях, нравах. Философичное рассуждение соседствует с тонко наблюденной подробностью уличной жизни, глубоко личное перекрещивается в восприятии автора со стремлением ко всеобщности, тон то эпический, то лиричный. Но все увидено художником, и это придает страницам книги подлинное обаяние. При всей неторопливости изложения маленький очерк необычайно насыщен. Секрет завидной емкости текста - все в той же острой художнической наблюдательности Петрова-Водкина, умеющего своей шероховатой прозой воссоздать Самаркандию такой, какой она представлялась его неравнодушному взгляду.

Тогда же, в начале 1923 года, Петров-Водкин сделал превосходные иллюстрации к этому очерку. В четких формах перового рисунка он суммировал свои натурные карандашные наброски и акварели, а главное - свои яркие образные воспоминания о Самарканде и самаркандцах, о манящем его мире бирюзового откровения. Эти рисунки принадлежат к числу лучших его графических работ.

Возможно, что Самаркандия так и осталась бы эпизодом в отошедшей, казалось, в прошлое литературной работе Петрова-Водкина, если бы во второй половине 1920-х годов на него внезапно не обрушился туберкулез легких, принявший в 1928-1929 годах тяжелую форму. На ряд лет художник был почти совсем лишен возможности заниматься живописью (пораженные легкие обостренно реагировали на запах масляных красок) и вынужден был ограничить свою педагогическую деятельность.