Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Крупнейший художник

Крупнейший художник, Петров-Водкин был вместе с тем и талантливым, самобытным писателем. К литературе он тяготел с юности, почти с детства, прошедшего на берегу Волги, в Хвалынске, маленьком городке Саратовской губернии. Начинал Петров-Водкин, как водится, со стихов, самые ранние из которых сочинял еще до поступления в городское училище. С 1896-1897 годов он все больше времени уделял прозе - писал рассказы, затем повести и пьесы. Художественные достоинства этих его литературных опытов не велики, хотя опытами их называть, вероятно, не стоит, так как в конце 1890-х и в первой половине 1900-х годов он писал много и систематично: к этому времени относятся несколько повестей, не менее десятка пьес и около двадцати рассказов. Кроме одной пьесы - Жертвенные - и нескольких рассказов, все ранние литературные сочинения Петрова-Водкина не были опубликованы и остались в рукописях. Многочисленные черновые варианты свидетельствуют об упорной работе молодого автора, о серьезности его отношения к этим своим занятиям. В то же время рассказы, повести, пьесы Петрова-Водкина говорят о его писательской незрелости, которая проявляется в невольном, быть может, следовании журнально-литературной моде тех лет. Не знаешь, чего в них больше - метерлинковщины или просто юношеской экзальтации. Что касается Метерлинка, то косвенное признание влияния знаменитого бельгийского символиста на Петрова-Водкина-литератора можно найти в письме художника к матери из Парижа (1906 г.): ...скоро предстоит познакомиться с моим любимым ... писателем, в России меня даже упрекали подражанием ему в моих первых вещах (его имя Метерлинк).

Увлечение писательством было столь велико, что в течение первого года жизни и учения в Париже и даже в трехмесячном путешествии по Северной Африке Петров-Водкин находил время - неизбежно отрывая его от занятий живописью и рисунком - для упорной работы над пьесами.