Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Петров-Водкин и его автобиографическая проза

Широкое признание, которым пользуется ныне искусство Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939), отодвинуло в историю долгие годы его непонимания, непризнания, почти забвения. Рубежом в этом плане стала большая персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1966 года в Русском музее и повторенная затем в Третьяковской галерее. Выставка произвела ошеломляющее впечатление. Живописец, которого до того весьма скупо демонстрировали наши картинные галереи, впервые предстал во весь свой гигантский рост. Это была встреча с искусством великого русского художника XX века.

С тех пор о Петрове-Водкине издано несколько книг, альбомов, множество статей. Все возрастающий интерес к его творческому наследию в целом, к отдельным его произведениям, к его высказываниям привел к стремительной переоценке роли и места Петрова-Водкина. Он прочно вошел теперь в первый ряд безусловных классиков отечественного искусства. В силу остроиндивидуального строя живописи и рисунка, педагогической системы, всего его художнического мышления и самой личности Петров-Водкин вызывал и, конечно, будет еще вызывать споры. Но огромный масштаб этого явленияв русском дореволюционном и советском искусстве теперь уже совершенно очевиден.

При всей исключительности творческого дарования, Петров-Водкин, человек и художник, был плоть от плоти своего времени, времени противоречивого, чреватого бурными событиями и неслыханными переменами. В сложных и смутных по содержанию композициях, созданных в русле общеевропейского модерна, пытается поначалу Петров-Водкин выразить не устоявшееся еще в его сознании понимание важных проблем жизни и искусства. Жадно впитывает он реальные наблюдения, прежде всего - русской природы и жизни народа, с которым был связан неразрывными узами мироощущения. И вместе с тем работы Петрова-Водкина пронизывают импульсы, идущие от русской иконописи и старой итальянской живописи, Александра Иванова и Врубеля, Серова и Пюви де Ша-ванна, Борисова-Мусатова и Матисса. На этой сложной по своей структуре почве вырастает его собственное, глубоко индивидуальное, активно вторгающееся в художественную жизнь предреволюционной России искусство.