Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Большой итальянский просвет

Б. Б. Пиотровский провел Шагала в только что отреставрированный и еще пустой Большой итальянский просвет. Шагал хвалил реставрацию и то, что этому уделяют внимание и средства. Во Франции ни на что нет денег. Затем снова захотел заглянуть к Рембрандту. Восхищался Флорой (даже сел посидеть перед ней), Стариком в красном, Давидом и Ионафаном, Блудным сыном. Интересовался (здесь и в иных местах Эрмитажа), кем и когда приобретены те или иные вещи, Екатериной II.

В залах старого французского искусства остановился у керамики Бернара Палисси (это - гений), с любопытством посмотрел на появившуюся незадолго до того в экспозиции картину Жака Белланжа. Это немного pompier, - сказал по поводу картины Вуэ, - во Франции это страшное слово. Очень хотел видеть работы братьев Лененов и остался ими доволен. Полное восхищение Танкредом и Эрминией Пуссена, то же, если не больше, - Пейзажем с Полифемом. Глядя на Моисея, источающего воду, переспрашивал, подлинный ли это Пуссен. О Клоде Лоррене отозвался довольно прохладно, даже небрежно. В зале серебра его заинтересовали огромные вазы-холодильники для вина, в следующем - столик с инкрустацией.

Внимательнейше смотрел картины Ватто, которого ставит выше всех старых французов. Восторгался Савояром, Актерами французского театра и, особенно, Затруднительным предложением, самой живописью Ватто, был несколько озадачен Святым семейством. Когда я обратил его внимание на несуразные скульптуры сфинксов с женскими головами (в том же зале), сказал: Знаете, я видел разное, но это уж слишком Буше, оказалось, Шагал не любит и даже на Пейзаж в окрестностях Бове взглянул холодно. Увидав гудоновскую статую Вольтера, заметил: Ему подражал наш Антокольский. (Чтобы не забыть: на протяжении этой прогулки по залам Шагал несколько раз упоминал, как любимого им мастера, Левитана.) Был просто восхищен работами Шардена (Покупаю), понравилось все, особенно Натюрморт с атрибутами искусств; сказал, что изображенный там орден заслужил сам Шар-ден и что эту вещь охотно повесил бы в своей мастерской. Несколько раз повторял Франция, а?, имея в виду все французское искусство в целом.