Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Общечеловеческие драмы

Последняя книга на нашей выставке решительно отлична от всех только что рассмотренных по своему характеру. Это и на земле... Андре Мальро, украшенная пятнадцатью офортами с акватинтой Шагала. Она вышла в свет в самом начале 1977 года, в год девяностолетия художника, и еще раз продемонстрировала его неувядаемую творческую силу. Текст книги представляет собой рассказ-воспоминание о гражданской войне в Испании, в которой Мальро участвовал в качестве полковника, командира республиканской авиаэскадрильи. Издание открывается письмом Мальро Шагалу: он делится с художником (а заодно и с читателями книги) впечатлениями от только что показанных ему издателем оттисков иллюстраций, поразивших его верностью тексту. Офорты Шагала, как и рассказ Мальро, посвящены трагедии города (действие происходит в Барселоне), подвергаемого беспощадной бомбежке фашистскими самолетами. Прожив почти все XX столетие, насыщенное жестокими трагедиями целых народов и государств, Шагал многократно отзывался своим искусством на общечеловеческие драмы, черпая их, однако, главным образом, в Библии и совсем редко обращаясь к конкретным трагическим коллизиям современной истории (хотя, несомненно, сопереживал им). Конечно, верность тексту не означает буквального следования ему, и Шагал остается верен прежде всего своему видению мира и сложившемуся пластическому языку, но он, действительно, внимательно вчитывается в рассказ Мальро, его листы пронизаны болью, в них есть та напряженность ожидания трагедии, которая, думается, оказалась более всего дорога писателю. Это внутреннее соответствие иллюстраций рассказу достигается художником зачастую вопреки мелочным реалиям, несмотря, скажем, на то, что самолеты в его изображении могут показаться бесформенными или игрушечными: гораздо более важно, что они зловещи. Полярные акценты, стимулирующие внутреннее движение в этом цикле офортов (с активным участием акватинты) создают два двойных - на разворот страниц большого формата - листа. Оба представляют панораму города: в первом небо над ним закрыто мрачной армадой вражеских самолетов, во втором (последнем в книге) в том же, но уже чистом небе витают стаи птиц.