Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Сюжеты офортов очень шагаловские

В конце того же 1975 года было завершено печатание еще одной книги с иллюстрациями мастера - сборника стихов Луи Арагона Тот, кто говорит нечто, ничего не говоря. С Арагоном Шагал был связан давними, - еще с 1920-х годов, когда оба они были близки к движению сюрреалистов, - узами приятельства. И хотя потом пути их фактически разошлись, Шагал не мог не откликнуться на просьбу поэта сделать гравюры для его новой книги, тем более, что содержащиеся в ней стихи непосредственно обращены к нему, говорят о нем и его искусстве. Двадцать пять листов очень крупного для книги формата (доски почти 40 х 30 см, сама же книга достигает в высоту почти полуметра) выполнены в смешанной технике офорта и гравюры сухой иглой, дополненной деликатным включением цветной акватинты, небольшие пятна которой чрезвычайно обогащают оттиски. Сюжеты офортов очень шагаловские по всему их строю, как и подобает иллюстрациям к стихам, где он сам повсеместно присутствует. Фронтиспис - парящая над Парижем Эйфелева башня, человеческая голова рядом с ее верхушкой, а по другую сторону парящий в небе букет цветов в кувшине - удачное вступление к серии. Композиции всех последующих листов глубоко лиричны и в то же время, в сущности, сюрреалистичны, как это часто можно видеть и в живописи Шагала. Здесь можно найти весь репертуар образов художника - птицы, акробаты, люди-скрипки, лошади, часы, рыбы, обнаженные фигуры, букеты цветов, канделябр... Несколько раз варьируется любимый художником мотив - живописец (с явно автопортретными чертами), пишущий на холсте в своей мастерской или на улице города, живо напоминающего родной Шагалу Витебск. Практически в каждом листе возникают чрезвычайно характерные для его искусства образы человека с перевернутой головой, человека-рыбы, человека-птицы, летающих над городом разнообразных существ, огромных по масштабу птиц и т. п.