Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Монументальная книжная работа позднего Шагала

Второй большой книгой 1975 года стала Буря Шекспира, выпущенная на языке оригинала известным издательством Андре Соре в Монте-Карло, с пятьюдесятью черно-белыми литографиями Шагала, отпечатанными в мастерской Фернана Мурло в Париже. Сказочная по сюжету трагикомедия Шекспира нашла в Шагале своеобразного, но достаточно внимательного истолкователя. Его литографии, с одной стороны, весьма условны, с другой же, вполне определенно связаны с конкретными сценами пьесы. Характер последней раскрепощает фантазию художника, и без того всегда чувствовавшего себя достаточно свободным по отношению к тексту. Книга украшена полностраничными иллюстрациями (их более половины общего числа), иллюстрациями меньшего размера, помещенными на одних страницах с текстом, пятью - по числу актов - заставками и семью концовками. Следует отметить, что если страничные иллюстрации исполнены на камне литографским карандашом и кистью с энергичной процарапкой, высветляющей тоновые пятна, то заставки, концовки и малые иллюстрации - карандашом и кистью с размывкой и затеками, сообщающими им особую легкость, а изображениям суммар-ность беглого наброска. Как и в ряде других книг, Шагал по особому трактует фронтисписный лист: это выразительная композиция в овале с терпящим крушение судном и сразу узнаваемым портретом Шекспира. Рассматривая же в целом всю серию литографий к Буре, трудно отрешиться от впечатления, что органически присущее Ша-галу мироощущение решительно, может быть, слишком решительно превалирует над миром шекспировских образов.