Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Оригинальны приемы

Задумывая иллюстрационный цикл к Диалогам, Лоране приходит к мысли исполнить серии гравюр к каждому из четырех текстов в своей цветовой гамме. И блистательно осуществляет эту идею. Так, иллюстрации к Разговорам богов отпечатаны черным, темной сангиной, теплым серым и белым; иллюстрации к Морским разговорам - черным, зеленым, синим и темно-серым; к Разговорам в царстве мертвых - черным и голубым; к Диалогам гетер - черным, желтым и розовым.

Любопытно, что Лоране по-разному использует кроющие свойства красок большая часть их ложится плотным слоем, а синяя (в иллюстрациях к Морским разговорам), наиболее из них прозрачная, сохраняет в оттиске текстуру дерева. Несомненно, это сознательно использованный прием, быть может, почерпнутый Ло-рансом у Матисса (суперобложка Пасифаи, 1944, представляет собой большую гравюру на линолеуме, отпечатанную также синим; Матисс отверг пробные ее оттиски, отпечатанные плотным слоем краски, настояв на печати более легкой, с проплешинами, сохраняющей характер поверхности доски; кстати сказать, оба художника - и Матисс, и Лоране - стремились ассоциировать свой синий с цветом морской воды, с морем вообще).

Оригинальны приемы, которыми в композицию из геометрических пятен цвета введен чрезвычайно важный для каждого листа тонкий линейный рисунок. В иллюстрациях первой половины книги этот рисунок передан печатью белилами (с особой доски) по цветному фону и черным - по свободному полю листа, т. е. в том и другом варианте - высокой печатью. Во второй, большей части книги печати белилами нет и она заменена линией, прорезанной штихелем на печатающей тем или иным цветом плашке; таким образом, рисунок передан углубленным штрихом, а число досок в каждой гравюре сокращено на одну. Во всех случаях линия свободного рисунка без видимого затруднения переходит в оттиске от белого к черному и обратно.

В той же гамме и также с трех-четырех досок печатались заглавные литеры (по существу, заставки с вкомпонованными в них инициалами), в то время как концовки - с двух досок, одна из которых оттискивала черным.