Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Иллюстрации Майоля

Гравюры в Одах достаточно условно связаны с текстом; кажется, что - без ущерба для издания - многие из них можно было бы поменять местами. И еще одна черта: хотя античный дух, несомненно, пронизывает этот цикл в целом, некоторые из гравюр неожиданно словно бы выпадают из общего строя современным обликом персонажей - притом, что почти все это обнаженные фигуры, (например, фронтиспис II тома, гравюры на страницах 210, 255 этого же тома).

Иллюстрации Майоля - это прекрасно исполненные (без ненужной ему виртуозности, но с ясным чувством материала и инструмента) гравюры на продольном дереве, полностью сохраняющие в оттиске память об исходной деревянной плашке, на которой скульптор, обрезая с двух сторон ножом тонкие контурные линии рисунка и вынимая стамеской его белые места, собственноручно создавал свои ксилографии. В упоминавшемся предуведомлении к изданию Гонен, между прочим, сообщал, что Майоль полностью отдавал себе отчет в трудности подобной работы, где любое неверное движение ножа губит, порой - безвозвратно, доску, и высоко ценил (в прямом, т. е. денежном отношении) каждую свою обрезную гравюру для книги.

Остается пока открытым вопрос о времени создания гравюр к Одам. Ясно, что некоторое, - вероятно, небольшое - их число было создано еще до 1918 года или около него. Очевидно, что к 1939 году основная часть их была уже готова. Можно также предположить, что какое-то (по всей видимости, небольшое) число гравюр было нарезано Майолем в последние годы жизни.

Характерно, что такой информированный и близкий Майолю искусствовед, как Джон Ревальд, издавая в 1951 году каталог его гравюр на дереве, располагал сведениями лишь об одной () из них (напомню, из общего числа 125 гравюр). Марсель Герен (скончавшийся в 1948 году), известный знаток графики и автор двухтомного каталога гравюр и литографий Майоля, выпущенного в свет в 1965-1967 годах в Женеве, включил в свой каталог одиннадцать гравюр (правда, в заметке издателя, Пьера Кайе, предпосланной первому тому этого издания, сказано, что он совместно с Филиппом Гоненом предполагает выпустить Ш том каталога, в который войдут гравюры к Георгикам Вергилия и Одам Горация, вышедшим из печати после смерти Герена, но этот том, насколько мне известно, не был осуществлен). К тому же в указанных каталогах время исполнения той или иной гравюры из книжного цикла, как правило, не указывается. Таким образом, не располагая архивными или иными специальными данными, установить время гравирования иллюстраций к Одам весьма затруднительно, а так как эта книга вышла последней, то я и счел возможным говорить о ней в конце своего сообщения.