Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

История издания Од

Долгая история издания Од (как это было и с некоторыми другими книгами Майоля) нашла, - вероятно, помимо воли издателя - свое непосредственное отражение на страницах книги. Прежде всего, двухтомник, вышедший в свет, как сказано, в 1958 году, несет на титульном листе весьма отличную дату: 1939. Очевидно, этот лист был набран и отпечатан именно тогда, а так как в пределах того же бумажного листа была оттиснута и одна из гравюр Майоля, издатель не счел возможным перепечатывать его спустя почти два десятилетия. Помещенное перед ним предуведомление издателя набрано и отпечатано в 1958 году и на другой бумаге, с другим водяным знаком (оба по рисунку Майоля). Но главное, что бросается в глаза при простом перелистывании книги, это то, что многие гравюры едва помещаются на отведенных им в наборе местах. Несомненно, что, когда верстался текст, этих досок еще не было в природе (или они не были в распоряжении издателя), и он оставлял для них свободные места, не имея точных размеров гравированных досок. Так гравюра на странице 29 I тома едва втиснута между заглавием и первой строкой текста (то же на стр. 99, 132, 164, 170 I тома, стр. 8, 51, 69, 112, 126, 235, 239 II тома), пагинация на стр. 18 I тома попадает, так сказать, внутрь гравюры; подобные примеры можно без труда умножить. Некоторые оттиски заметно отличаются цветом - откровенно серым - от черного подавляющего большинства других. К некоторой странности издания можно отнести и то, что отдельные гравюры крупномасштабными в общей системе иллюстративного ряда. Неслучайно издатель использовал отдельные из них на обложках книг.

Иллюстрации Майоля к Одам Горация, как это не раз бывало у него, - менее всего иллюстрации в прямом смысле этого слова. Это серия гравюр по поводу поэзии Горация. Всем своим строем они отражают восприятие Майолем Горация, вообще римской литературы, к которой он, как свидетельствует практика его работы в книге, чувствовал тяготение на протяжении всей жизни. Может быть, поэтому они близки к тем его гравюрам, которыми он сопроводил другие книги классиков античной литературы, в первую очередь современника и в каком-то смысле соперника Горация - Вергилия. Здесь нет иллюстрирования конкретных сюжетных коллизий. В сущности, это навеянное чтением Горация глубоко прочувствованное и внутренне пережитое пасторальное восприятие далекого прошлого, где под вечным солнцем среди прекрасной гармоничной природы столь же гармонично развитые люди отдыхают, веселятся, любят друг друга, чередуя порой наслаждение жизнью с не слишком обременительным для них трудом хлебопашца, скотовода, виноградаря (впрочем, сцен труда в гравюрах к Одам нет, но их можно было видеть в Георгиках Вергилия).