Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Контурно-линейный рисунок гравюр

В последние годы жизни Майоль был занят гравюрами на дереве к книге рассказов своего друга, каталонского поэта Жозефа-Себастьяна Понса Летний концерт (Concert dйtй). Понс жил в Монпелье, сравнительно недалеко от Баньульса, родного городка Майоля, куда скульптор вернулся на склоне лет, и они в те годы порой встречались. Майоль был в восторге от прозы Понса, которую находил чрезвычайно поэтичной, и с удовольствием занимался гравюрами, отложив даже на время иллюстрации к Георгикам. Сюжеты гравюр, как обычно у Майоля, разнообразны - фигуры, группы, обнаженные, деревья, сцены в пейзаже, не иллюстрирующие текст, но внутренне с ним соотнесенные. Всего в издании, выпущенном в 1945 году в Париже в 305 экземплярах, помещено двадцать шесть гравюр, нарезанных несколько сухо и, так сказать, аккуратно (что отличает их от других ксилографии Майоля). Иллюстрации по ширине уже полосы набора и поставлены на страницах посередине, т. е. со строками текста сверху и снизу, заставки и концовки довольно крупные и различающиеся по размеру (из-за чего, в частности, в книге разные спуски в начале рассказов).

В конце 1948 года в Париже вышло (осуществленное Анри Крезево и Диной Верни) издание Разговоров гетер (Dialogues des courtisanes) Лукиана. Книга крупного формата (38,5 Х29 см) отпечатана в 275 экземплярах и украшена 35 литографиями по композициям Майоля. Дело в том, что скульптор собирался иллюстрировать, лучше сказать - сопроводить, книгу Лукиана литографскими рисунками обнаженной женской модели (стоящей, сидящей, лежащей) и полностью подготовил рисунки, но не успел сам перенести их на камни. Эта операция была произведена фотопутем после кончины Майоля, и литографии отпечатаны на ручных прессах в мастерской Фернана Мурло и под его руководством. Литографии полностью сохраняют характер натурных штудий Майоля с типичной для них текучестью форм и различной степенью проработанности самого рисунка в разных листах, то светлого, то довольно темного. Это издание можно рассматривать как своего рода альбом прекрасных литографированных рисунков Майоля, так как они ни в какой мере не связаны с текстом диалогов Лукиана.