Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Сюжеты гравюр

Сюжеты гравюр самым непосредственным образом соотнесены с содержанием дидактической поэмы Вергилия, четыре книги которой посвящены земледелию, садоводству и виноградарству, скотоводству, пчеловодству. Соответственно они иллюстрированы изображениями сельскохозяйственных работ, злаков, деревьев, скота, пчел, а также обнаженных фигур, пейзажей, буколических сцен и пр. Гравюры, по крайней мере некоторые из них, кажутся чуть наивными, и вместе с тем в них во всех ощущается широкое дыхание искусства большого художника, кажущаяся простота решений которого вобрала в себя и мудрый взгляд на мир, и высокое мастерство, и стремление к искреннему самовыражению.

Контурно-линейный рисунок гравюр наполняет их воздухом и сохраняет им плоскостной характер. В некоторых случаях ковровое заполнение прямоугольника изображения листьями того или иного растения придает гравюре привкус композиций стиля Арт Нуво. Неожиданное и несколько неуклюжее размещение небольших гравюр на полях примечаний (вероятно, этим занимался уже не Майоль, а Гонен) сообщает книге теплоту безыскусности, которой, впрочем, отмечены многие элементы этого издания. А все оно в целом - прежде всего благодаря органичному соединению на его страницах плотного набора текста и очень ксилографичных по ощущению иллюстраций - производит впечатление единого ансамбля, осуществленного с ясным пониманием конечного художественного результата.

Сам Майоль сказал как-то Анри Фреру по поводу своих гравюр к Георгикам: ...я и не пытался делать то же, что Вергилий Кто может быть Вергилием? Я старался создать нечто забавное, нечто гармонирующее с набором. Я украшаю не Вергилия, а бумагу. Подобные высказывания художников не надо понимать буквально, но нельзя и не считаться с ними. Да, Майоль не иллюстрировал Вергилия, а старался откликнуться своими гравюрами на темы Вергилия, душевно ему близкие, и создать нечто художественно совершенное и честное. Но, гравируя, Майоль уже более всего думал о своей книге, украшал уже не Вергилия, а бумагу. Кстати сказать, материалам, в частности бумаге, краске, качеству оттиска, вообще всей полиграфической стороне дела, Майоль придавал очень большое значение.