Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Небольшая книжечка на тонкой бумаге

Еще одной книжной работой Майоля, завершенной и выпущенной в свет накануне второй мировой войны, стали Песни для нее (Chansons pour Elle) Поля Верлена, издание которых тиражом в 190 экземпляров было завершено в Париже летом 1939 года. Эта небольшая по размерам (20,6 х 15,2 см) и объему (около 90 страниц) книга включает двадцать пять стихотворений, сопровождаемых двадцатью восемью гравюрами на дереве. Любовное содержание поэзии определило собой тематику гравюр, опять в большинстве своем чисто линейных (тем более неожиданной кажется энергичная штриховка, появляющаяся в некоторых из них) и размещенных на страницах вместе со стихотворными строками. Это изящное издание, едва ли не единственное, вызвало одобрение самого Майоля, - судя по его словам, сохраненным его младшим другом Анри Фрером. Говоря о том, что сборник стихов не должен быть тяжеловесным, что он хотел бы выпустить небольшую книжечку на тонкой бумаге, Майоль заметил (имея в виду, конечно, не свою работу, а издательскую сторону вопроса): Верлен - легонький, сделан со вкусом, очень удачно.

В том же разговоре с Фрером Майоль сетовал на то, что Вол-лар не прислушался к его доводам и выпустил другой сборник стихов - Книжку шалостей (Livret de folastries) Пьера Ронсара с офортами художника - в виде толстенного тома на плотной бумаге, тогда как он хотел, чтобы это было тонкое и малоформатное издание. Майоль, конечно, несколько преувеличивает: книга, насчитывающая около двухсот страниц, издана в мягкой обложке, форматом 24 х 18,5 см, и не производит впечатления толстенного тома, хотя, вероятно, не вполне соответствует замыслу художника. Сорок три офорта для Книжки шалостей были сделаны Майолем еще в 1927 году, но Воллар, как обычно (точно так же поступил он с рядом книг, иллюстрированных Ж. Браком, А. Дереном, П. Пикассо, Ж. Руо, М. Шагалом), не торопился с изданием, и оно вышло в свет только после его смерти, в трагические для Франции дни мая 1940 года. Сам Майоль, как указывают, любил свои порой рискованные по сюжетам офорты к озорным любовным стихам Ронсара, но следует, на мой взгляд, заметить, что пластически они неравнозначны: есть среди них награвированные весьма энергично, но есть и довольно вялые, где художник злоупотребил несколько механичной штриховкой, к тому же многие офорты слабо протравлены и потому неэффектны в печати. В целом же офортные иллюстрации к Книжке шалостей уступают по своим художественным достоинствам гравюрам на дереве в лучших книгах Майоля.