Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Гравюры Эклог

Выполненные ножом и стамеской обрезные, по большей части контурные, гравюры Эклог пронизаны духом античности, отмечены какой-то особой душевной чистотой, ясны по своей пластике - и в этом плане вызывают в памяти скульптуру Майоля, - близки к тексту и по содержанию, и по внутренне уравновешенному строю. Молодые женщины, юноши, наяды, персонажи античной мифологии, козочки, отдельные фигуры и группы в пейзаже - все в этих гравюрах дышит естественностью и простотой, почерпнутыми Майолем в наблюдениях природы Эллады и Южной Франции, а также обнаженной модели, которую он постоянно рисовал.

Имевший до того крайне скудный опыт в гравюре, Майоль тем не менее не поддался влиянию популярной в конце прошлого - начале нынешнего века и имитирующей старинную ксилографию - английской книжной графики (в изданиях Кельмскотт-пресс У. Морриса и др.), равно как и сугубо современной по формам французской станковой гравюры на дереве (Гоген, Валлотон). Если что и могло воодушевлять его в истории печатной графики, то это итальянская (может быть, и немецкая) книжная ксилография XV века. Кажется, что в иллюстрациях к Эклогам он шел не только от своего инстинктивного чувства большой формы, но и от этих ранних простодушных образцов.

Гравюры Майоля к Вергилию, при всей их, в сущности, кажущейся лапидарности, весьма разнообразны, а порой неожиданны по приемам. Так, большая их часть заключена в элементарные прямоугольные рамки, но некоторые таких рамок лишены; фоны композиций обычно совершенно свободны, а иногда заполнены сплошным кружевом листвы; дважды на разворотах страниц он помещает парные однофигурные композиции в своего рода архитектурные панно. Тяготея порой, как это вообще нередко проявлялось в раннем творчестве Майоля, - к формам модерна, обращаясь, в частности, к характерным для этого стиля почти квадратному формату и плоскостности композиции, он в одной из иллюстраций (к Шестой эклоге) неожиданно приходит к абсолютному стилевому модерну (сопоставимому с его живописью 1890-х годов), тогда как в ряде других практически свободен от подобных реминисценций. При всех отмеченных качествах гравюры на страницах Эклог весьма органично соединяются с набором, что и определяет, в конечном счете, цельность всего издания.