Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Матисс и Улисс Джойса

В самом конце 1933 года американский издатель Джордж Мей-си, будучи в Париже, позвонил Матиссу в Ниццу и просил его сделать иллюстрации к Улиссу Джеймса Джойса для нового издания романа, задуманного в нью-йоркском The Limited Editions Club. Иллюстрации к книге должны были быть отпечатаны с оригинальных авторских форм. Гонорар художника с американской деловитостью был заранее определен в 5000 долларов - сумма достаточно крупная по тому времени. Матисс ответил Мейси, что должен подумать, так как не читал романа, но уже на следующий день сообщил, что просмотрел ночью французский перевод Улисса и берется сделать за предложенный гонорар шесть иллюстраций. При этом он заметил, что будет опираться на образы не Джойса, а Гомера, точнее - на шесть эпизодов Одиссеи, которые он различает в Улиссе. Такое быстрое и в то же время глубокое проникновение в весьма обширный и крайне сложный для восприятия роман Джойса поразило тогда Мейси и породило в дальнейшем догадки о том, кто же мог помочь в тот день Матиссу.

Прежде всего, надо заметить, что само по себе обращение Мейси к Матиссу не вызывает удивления. Имя Матисса было давно уже широко известно в Соединенных Штатах - речь идет, разумеется, о кругах, близких к искусству, - благодаря прекрасным собраниям его живописи, сложившимся в частных коллекциях и музеях страны. Начало этим собраниям положили еще в 1900-х гг. члены семьи Стейнов и сестры Кон, а в 1920-х гг. уже большая часть произведений художника уходила в Соединенные Штаты. В 1927 г. Матисс получает пользующуюся международным престижем первую премию за живопись Института Карнеги в Питтсбурге. А затем, в начале 1930-х гг., четырежды посещает Соединенные Штаты: три раза в 1930 г. - в феврале (по дороге на Таити, когда он пересек США от Нью-Йорка через Чикаго и Лос-Анджелес до Сан-Франциско), в октябре (когда он приезжал в качестве члена жюри Международной выставки в Институте Карнеги, побывал в Нью-Йорке и Балтиморе, впервые по настоянию Альберта Барнса посетил Мерион близ Филадельфии) и в декабре этого же - январе следующего года (когда он снова побывал в Мерионе и принял предложение Барнса написать громадное трехчастное панно для зала музея фонда Барнса), наконец, в 1933 г. - при установке на место этого панно.