Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Древнерусское искусство

В течение первой недели ноября Матисс продолжал знакомиться с русским искусством и художественной жизнью Москвы. Он получил, - писала 3 ноября газета Утро России, - заказы от некоторых лиц, имена которых не объявляются. Он намерен продолжить свое пребывание в Москве и сделать несколько этюдов с Кремля, как только выпадет больше снега. Очевидно, Матиссу не удалось осуществить это намерение, так как подобные этюды его неизвестны.

Но он, действительно, пробыл в Москве еще несколько дней. Последнее встреченное в газетах сведение о нем относится к 7 ноября. Гостящий у нас знаменитый художник Матисс, - писала газета Руль, - усиленно изучает московскую жизнь. Далее в этой заметке сообщается, что накануне он был у воскресной обедни в Успенском соборе Кремля. Можно предположить, что в ближайшие вслед за тем дни Матисс покинул Москву и Россию, так как больше его имя встретить в газетах не удалось.

Из Москвы Матисс увез, помимо воспоминаний о древнерусском искусстве, которые были живы в его памяти даже спустя треть века, альбом со снимками старинных икон, две иконы древнего письма, образцы русского фарфора, картину-шарж, поднесенную ему в Летучей мыши, книгу Кондакова, подаренную Остроуховым.

В свою очередь, Матисс щедро отблагодарил Остроухова за его мастерское руководство осмотром Москвы, прислав ему в январе 1912 г. с дарственной надписью свой холст 1908 г. Обнаженная женщина, ныне принадлежащий собранию Эрмитажа. Письмо Остроухова Боткиной от 17 января 1912 г., в котором он сообщает о получении этого дара Матисса, позволяет уточнить время поступления вещи в его коллекцию.

Между прочим, в том же письме Остроухов писал, что Пикассо, Ван Донген и ряд других художников, соблазненные его (Матисса. - Ю. Р.) рассказами о русской иконописи, на днях приезжают в Москву. К сожалению, эта поездка выдающихся французских художников в Россию ни тогда, ни позднее не состоялась.