Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Литературно-художественный кружок

И, наконец, 5 ноября художник побывал на Пиковой даме в оперном театра Зимина. По этому поводу в Вечерней газете писали: Ему (Матиссу. - Ю. Р.) очень понравились декорации Федоровского. В антракте Матисс пил чай у Зимина в кабинете и разрисовал по просьбе антрепренера четыре страницы альбома. Другая газета прибавляла, что музыка Чайковского на него впечатления не произвела и что в кабинете Зимина Матисс беседовал с художниками-декораторами Федотовым, Федоровским и Сал-тановым.

Упоминаемые рисунки Матисса в альбоме С. И. Зимина были обнаружены в Центральном Государственном архиве литературы и искусства в Москве Т. Грицем и Н. Харджиевым. В 1969 г. они экспонировались на выставке Матисса в Эрмитаже (хотя и не попали в ее каталог).

Между прочим, в газете Театр в те дни указывалось, что Матисса заинтересовала постановка Пиковой Дамы и что он зарисовал себе акварелью в альбом декорации. Скорее всего, это неточность репортера и речь идет об упомянутых рисунках в альбоме Зимина.

Вскоре после приезда в Москву, 25 октября, Матисс побывал в Литературно-художественном кружке, являвшемся с начала века своего рода центром интеллигентской Москвы. Заседания кружка, проходившие всегда по вторникам в доме на Большой Дмитровке (ныне - Пушкинская улица), собирали множество участников. Руководителями кружка были А. И. Южин, Л. В. Собинов и В. Я. Брюсов. В тот вечер состоялась лекция Сергея Глаголя об исканиях современного театра, в прениях, как отмечали газеты, очень интересно выступал Брюсов, а среди присутствовавших находился Вл. И. Немирович-Данченко .

Через день после посещения кружка Матисс был гостем Общества свободной эстетики. Обществом руководил тот же Брюсов, а в состав возглавлявшегося им Комитета входили Андрей Белый, В. А. Серов, коллекционер и энтузиаст молодой русской живописи доктор И. И. Трояновский, фабрикант и коллекционер В. О. Гирш-ман, художник В. В. Переплетчиков.