Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Адекватность декораций и костюмов музыке

Следует отметить, что декорации и костюмы к пьесе Гамсуна делал В. А. Симов, а в спектакле участвовали такие корифеи Художественного театра, как В. И. Качалов и Л. М. Леонидов.

27 октября Остроухов писал Боткиной: Все вожусь с милым Матиссом. Вчера был день соборов. Вечером - Садко, от музыки которого он пришел в восторг, но в ужасе от декораций, совершенно не гармонирующих со звуками Корсакова.

Речь идет о постановке Садко Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре в декорациях К. А. Коровина, осуществленной еще в октябре 1906 г. Современный исследователь творчества Коровина, в полном единодушии с газетным отзывом 1906 г., высоко оценивает эту работу Коровина, подчеркивая - в противовес Матиссу - адекватность декораций и костюмов музыке. Очевидно, что дело тут в различии восприятия самой музыки Римского-Корсакова: для Коровина это была русская народная былина, в которой с детства знакомые красочные подробности древнерусского быта сплетались с причудливой, но также знакомой по формам фантастикой; во впечатлениях Матисса, думается, на первый план должен был выступить мощный музыкальный колорит оперы, далекой от него по содержанию, как восточная сказка, и не вызывающей никаких житейских ассоциаций. Поэтому бытовой реализм декораций и костюмов, опирающийся на естественное для Коровина национальное восприятие характера оперы, мог показаться Матиссу заземленным и неуместным.

Второй раз Матисс был в Большом театре 30 октября вместе с семьей Щукина на балете Баядерка с Е. В. Гельцер в главной роли. В одной из газет писали, что балет Матиссу не очень понравился - не понравились декорации и исполнительницы, кроме Е. В. Гельцер.