Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Московские последователи

Матисс очень интересуется своими московскими последователями. Он обещал посетить на днях студию Кончаловского и Машкова...

В этой заметке обращает на себя особое внимание последняя фраза. П. П. Кончаловский и И. И. Машков держали в то время общую мастерскую-студию в Малом Харитоньевском переулке близ Мясницкой, в которой работали сами и давали уроки живописи и рисования всем желающим. Однако найти сведения о том, что Матисс побывал в ней, не удалось, и можно с достаточной уверенностью полагать, что он не осуществил свое намерение посетить студию молодых москвичей.

Если проследить развитие русского авангардистского искусства конца 1900-х и начала 1910-х гг. с его быстрой сменой кумиров и стремительным полевением наиболее радикальных художественных групп, то невольно приходишь к мысли, что - с известной точки зрения - Матисс побывал в Москве очень вовремя. Ибо его искусство, еще только открывавшееся одним, уже начинало терять в глазах других свою притягательность, и взоры этих последних все больше обращались к шедшему из той же Франции кубизму. Спустя всего три месяца после приезда в Москву Матисса, в январе 1912 г., Абрам Эфрос в статье, посвященной выставке Бубнового валета, отмечал общее тяготение к кубизму в ущерб прошлогоднему увлечению Матиссом.

За две недели, проведенные в Москве, Матисс успел познакомиться с Третьяковской галереей, собраниями Щукина, Морозова, Остроухова и, вероятно, П. И. Харитоненко, побывал в соборах и Патриаршей ризнице Кремля, в Новодевичьем монастыре, совершил вместе с Остроуховым поездку на автомобиле по старообрядческим церквам и монастырям, осмотрев, в частности, церкви на Рогожском кладбище и незадолго до того построенную близ него, а также в Единоверческом монастыре.