Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Перлы кисти

Вряд ли стоит широко цитировать статьи, в которых творчество Матисса подвергалось откровенным, но достаточно невразумительным поношениям. Вот еще очень корректный образец их, заимствованный из статьи Б. Шуйского (псевдоним Б. П. Лопатина) От Матисса к бубновым валетам: Сила и соблазнительность Матисса - в легкости его достижений. Человек, едва умеющий держать в руках кисть, может сделаться Матиссом, для этого не надо уметь рисовать, не надо изучать природу, уметь видеть ее. Выбрать же более или менее благозвучные краски сумеют, конечно, многие.

И еще один пример, показывающий, какой, в сущности, сумбур царил в представлениях тех, кто писал тогда о Матиссе. Утверждая, что увлечение Матиссом - это дань моде и своего рода блажь меценатствующих московских купцов, автор статьи, носящей ироническое название В Россию, к варварам..., рассказывает печальную историю одного такого купца, кстати - родного брата С. И. Щукина, которому парижские маршаны всучивали под видом шедевров живописи всякую заваль. И далее вещает:

Вот такую же ничтожную ценность представят со временем пред лицом истории искусства работы Матисса.

Да и теперь уже в Париже не считают его картины перлами кисти.

Есть во французской школе художников действительные мастера палитры, тонкие, виртуозные артисты, сказавшие новое слово в трактовке женского тела.

Есть жемчужные, обаятельные портреты Пюви де Шаванна.

Красочные, полные нежной пластики девушки Сезанна.

Яркий, смелый рисунок Мориса Дени.

Волшебные линии Лефоконье.

Но работы Матисса ни в каком отношении не могут быть поставлены рядом с этими созданиями настоящего, вдохновенного искусства.