Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Знакомство Матисса с Москвой

Первое, с чем познакомился Матисс в Москве, была, естественно, коллекция Щукина, в которой его произведения занимали одно из центральных мест. А. Барр, ссылаясь на беседу Матисса с Дж. Ревалдом в марте-апреле 1951 г., пишет, что по приезде в Москву Матисс остался недоволен развеской своих картин у Щукина (они были застеклены и висели под очень сильным наклоном) и высказал ему тогда же свое мнение. Судя по относящимся к 1912 г. фотографиям зала Матисса в особняке Щукина, последний принял во внимание эти замечания: расстеклил картины и повесил их без наклона.

В беседе с одним из интервьюеров Матисс сказал, что состояние современного общества, по его мнению, очень благоприятно для процветания живописи, так как появилось множество коллекционеров, тогда как раньше покупали картины только монархи и знатнейшие аристократы. Но новизна в искусстве сначала непременно несколько шокирует. Так было и с картинами новой школы (в том числе и с картинами его самого, Пикассо и Марке). Лишь истинные, - на взгляд Матисса, - ценители могли сразу заинтересоваться непривычными картинами. Такие ценители оказались у него не на родине, а в Москве.

В ряде статей специальное внимание уделялось впечатлениям Матисса от Москвы и русского искусства. Так, газета Утро России, вообще внимательно освещавшая пребывание художника в Москве, поместила еще две небольшие статьи, которые приводятся ниже с некоторыми сокращениями.

Первая из них называется Матисс в Москве:

Выразитель известного направления в живописи Матисс впервые посетил Москву, и первым его впечатлением было разочарование. Он рассчитывал увидеть снег, русский снег, вне которого иностранцы не представляют себе России. Но снега нет, и Москва выглядит недостаточно стильно.

...Первопрестольная серьезно заинтересовала г. Матисса. В Гаскони, - говорит он, - я знакомился с Испанией, во Фландрии - с Германией, в Москве - с Азией.