Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Известный коллекционер

Матисс остановился у нашего известного коллекционера С. И. Щукина, большого почитателя его живописи и владельца чуть ли не самой богатой коллекции полотен художника-новатора.

Вслед за тем в московских газетах Раннее утро, Русские ведомости, Утро России, Живое слово, петербургской газете Против течения и других появился ряд статей, написанных на материалах бесед с Матиссом. Конечно, не все в них равно интересно, в каких-то частях они дублируют друг друга, но - при всех своих очевидных недостатках - они содержат в сумме много по-настоящему ценного, порой выходящего за рамки простого газетного репортажа.

В газете Раннее утро, заметка из которой была приведена выше, уже на следующий день, 26 октября, появилась более пространная корреспонденция У Матисса, принадлежащая, вероятно, перу писателя и драматурга М. В. Шевлякова:

Богатая гостиная в стиле XVIII века. Нежно сверкает позолота, и мягко переливаются бледные тона шелков. А на стенах повсюду ослепительной красочности картины.

У окна, склонившись над книгой, сидит человек, мощью своей кисти создавший эти картины: Матисс. Лицо его напоминает скорее ученого, нежели художника. Серьезный пытливый взор, медленные, размеренные движения, трезвая, сухо-логичная речь.

Я знаю, - раздается в тишине ровный спокойный голос, - что на меня многие нападают, считая мое творчество больным или даже намеренным оригинальничаньем. Но меня это не смущает. Я знаю, чего я хочу. На мой взгляд, художник не должен изображать природу такой, какова она на самом деле. Для этого существуют фотографы. Художник также не должен смотреть на картину, как на предлог блеснуть своей техникой. Краски ведь, в конце концов, для него не цель, а лишь средство. Искусство, по-моему, это зеркало, отражающее душу художника. В своих картинах художник должен раскрывать лишь самого себя. И все, что ему служит объектом творчества, должно быть для него лишь предлогом, чтобы снова и снова открывать свою душу. Поэтому я требую от художника прежде всего: искренности и скромности. Он должен, если только он художник, избегать позы и показывать свое я таким, какое оно есть, не смущаясь тем, что его личная сфера невелика; пусть будет невелика, но зато она его, только его.