Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Коллекции Щукина и Морозова

Хотя собрания Щукина и Морозова были частными, владельцы их охотно раскрывали двери своих особняков перед художниками, учащейся молодежью, любителями искусства.

Коллекции Щукина и Морозова служили главным, но не единственным источником представлений о живописи Матисса.

Прежде всего, многие знакомились с его произведениями на парижских выставках. Но еще в 1904 г. по инициативе И. Э. Грабаря репродукция картины Матисса Десерт появилась на страницах журнала Мир искусства. Это было, кажется, вообще первое воспроизведение его живописи в печати.

В апреле-мае 1908 г. во французском отделе I Салона Золотого руна в Москве среди многочисленных работ живописцев и скульпторов - от импрессионистов до фовистов - были представлены три холста Матисса (в частности, Прическа, 1901, ныне в Музее искусств, Филадельфия), репродуцированные в альбоме Салон Золотого руна 1908 г.. В начале 1909 г. во французском отделе II Салона Золотого руна, в окружении работ главным образом фовистов и кубистов, экспонировались четыре картины и девять рисунков Матисса, частью воспроизведенные затем в шестом номере журнала Золотое руно за 1909 г. Там же были помещены статьи А. Мерсе-ро Анри Матисс и современная живопись и Заметки художника самого Матисса (первый перевод его статьи, только что, в конце декабря 1908 г., опубликованный в Париже).

Жители Одессы (в конце 1909 - начале 1910 г.), Киева (в феврале-марте 1910 г.), а затем и Петербурга (в апреле-мае 1910 г.) могли познакомиться с живописью Матисса в Салоне, организованном скульптором В. Издебским. На этой обширной выставке, среди большого числа произведений современной, преимущественно французской и русской живописи, демонстрировались два холста Матисса - безымянный натюрморт и известный Молодой моряк (II вариант, 1907 г., ныне в собрании Ж. Гельмана, Мехико). Графика Матисса была показана в феврале-марте 1910 г. на выставке рисунков, литографий и акварелей современных французских художников, устроенной в редакции журнала Аполлон в Петербурге.