Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Последняя новость

Третьего дня они приехали в Москву, и Матисс остановился у С. И. Щукина. Первый день осмотрел его коллекцию и собрание Ивана Абрамовича Морозова. Вчера вечером был у нас. И надо было видеть его восторг от икон Он буквально весь вечер не отходил от них, смакуя и восторгаясь каждой. И с какой finesse .. В конце концов он заявил, что из-за этих икон стоило ему приехать и из более далекого города, чем Париж, что иконы эти выше теперь для него Fra Beato... Сегодня по телефону Сергей Иванович звонил мне, что Матисс буквально всю ночь не мог заснуть от остроты впечатления... Завтра везу его в Собор, в Ризницу и в одну старообрядческую молельню. Вечером в Садко. (Вчера он слушал у нас Игумнова, очень понравился). Потом на этих днях устраиваю ему концерт Синодального хора, чествование в Летучей мыши 1-го ноября и т. д. Надеюсь, что останется довольным... Матисс мне чрезвычайно симпатичен, и я страшно жалею, что Вы не здесь - удивительно тонкий, воспитанный и оригинальный господин. И все, кто вчера с ним ни беседовал, - все вынесли такое впечатление.

Русская икона потрясла Матисса в доме Остроухова не только потому, что именно там он ее увидел впервые по приезде в Москву. Следует вспомнить, что Остроухов был в числе пионеров собирания произведений древнерусской живописи как памятников и с к у с с т-в а (тогда как раньше их собирали - в особенности старообрядцы - главным образом как памятники старины и древнего благочестия). К началу 1910-х гг. остроуховское собрание было одним из лучших, если не лучшим в России по подбору икон высокого художественного достоинства. Особенно хорошо была в нем представлена новгородская школа иконописи с ее яркой красочной гаммой открытых цветов и трогающей душу наивной религиозной убежденностью безвестных мастеров. Духовная сила и сияющая красочность расчищенных икон, конечно же, не могли оставить равнодушным Матисса, так как они в полной мере отвечали его собственным поискам в искусстве. И об этом он не раз говорил - и тогда же, в Москве, и позднее.