Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Декупажи и коллажи

В составе выставки (помимо Джаза и трех других книг - Возвратов, Аполлинера и Откликов, о которых шла речь выше) около тридцати изданий с декупажами - почти все, что сделано Матиссом с помощью этой техники в книжной графике.

Следует заметить, что декупажи и коллажи, к которым Матисс обращался сначала изредка для решения частных, специфически декоративных задач (при работе над монументальными панно и для театра), со второй половины 1930-х годов занимают его все больше и больше. Он сделал с помощью декупажей ряд обложек и декоративных композиций, затем, в 1943-1944 годах, реализовал свой интерес к возможностям этой техники в двадцати таблицах Джаза (см. выше). С середины 1940-х годов и до конца дней Матисс постоянно и с годами все более интенсивно работал над декупажами: делал обложки книг и каталогов (главным образом, собственных выставок), но более всего - свободные от утилитарных целей декоративные композиции, порой очень больших размеров, соседствовавшие и соперничавшие в его искусстве с живописью, ставшие своего рода особой ее формой. Эта техника, соединившая в руках Матисса работу плоскостями ровного и интенсивного цвета с графикой рисунка ножницами, дала ему, в сущности, ту чистоту средств в решении композиции, к которой он интуитивно стремился в своей живописи, во всем своем искусстве вообще.

Из числа экспонированных работ три - обложки журналов Cahiers dart за 1936 и Verve за 1937 и 1940 годы - принадлежат к самым ранним примерам обращения мастера к декупажу. Остальные относятся к последнему десятилетию жизни Матисса. Таким образом, эта техника, занимавшая такое большое место в творческой работе позднего Матисса, показана на выставке лишь в одной, книжной области ее приложения, но зато весьма широко и полно. Впрочем, с помощью декупажей исполнены и макеты ряда афиш Матисса, также включенных в экспозицию.