Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Гравюра или литография

Отклики оказались последней (если не считать завершения в 1954 году задолго до того иллюстрированных Антильских стихотворений) работой Матисса в интересующей нас сфере и последней книгой, вышедшей при жизни художника. Изданные много лет спустя после кончины великого художника Праздник в Киммерии (1963) и Антильские стихотворения (1972) подвели, кажется, окончательную черту под его наследием в области искусства книги.

Помимо тех изданий, о которых выше шла речь, имеются такие, в которых Матисс, не занимаясь макетом, иллюстрациями, оформлением, помещал свою гравюру или литографию, обычно - в качестве фронтисписа. На выставке их восемь. Относятся они преимущественно к 1940-м годам, на которые падает пора самого тесного общения Матисса с полиграфией. Среди фронтисписов есть прекрасные листы, например литографский портрет Иды Шагал, украшающий издание поэм Жюля Ромена Вздыбленные камни. Как обычно у Матисса, литографии предшествовало несколько сеансов, во время которых была создана целая серия рисунков углем и пером. Но самая значительная в этой группе работ - сюита литографских портретов писателя Поля Леото, которую художник исполнил в связи с подготовленной Андре Рувейром книгой Избранные страницы Поля Леото. И здесь задачей Матисса было сделать портретный фронтиспис, но после пяти-шести натурных сеансов он исполнил целую дюжину вариантов портрета. Эрмитаж оказался обладателем книги, к которой приложена полная сюита портретов Поля Леото. Она позволяет не только заглянуть в лабораторию художника, увидеть, как умеет он интерпретировать черты лица давно знакомого ему человека, но и еще раз убедиться в безошибочности глаза Матисса: лист, выбранный для фронтисписа книги, бесспорно лучший - самый выразительный, самый убеждающий.