Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Психологические портреты португальской монахини

Четырнадцать иллюстраций Писем - изображения обрамленного мафорием женского лица - своего рода психологические портреты португальской монахини, отражающие сложный регистр переживаний ее мятущейся в любовных муках души. Все эти иллюстрации принадлежат ко второй серии литографий, созданной Матиссом после того, как он забраковал первую только потому, что тип лица избранной им первоначально модели показался ему недостаточно отвечающим страстному темпераменту Марианны Алько-форадо. В приложении к головной части тиража книги даны двенадцать литографий - исходные варианты иллюстраций, не вошедшие в основной ее корпус.

Абсолютная цельность и эмоциональная сила художественного решения делают Португальские письма одной из самых совершенных и привлекательных книжных работ Матисса.

В течение двух следующих лет (1946-1947) Матисс главным образом завершал находившиеся в издании книги (Цветы любовной лирики Ронсара, Джаз, Цветы Зла и другие) и сделал серию литографских иллюстраций к Антильским стихотворениям Джо-на-Антуана Но. Это самая значительная книжная работа последнего периода жизни Матисса. Осуществлена она была в два этапа. В 1946-1947 годах художник исполнил в литографии серию женских голов, варьирующих черты нескольких моделей вест-индского происхождения. Впечатления от этих моделей вместе с воспоминаниями о давнем (1930) посещении Мартиники позволили ему живо ощутить аромат поэзии Дж. А. Но. Разумеется, каждой литографии предшествовала упорная работа с натуры, но в лаконичном линейном рисунке, сделанном несколькими уверенно проложенными линиями литографского карандаша, ощущается тот синтез художественного постижения модели и полной внутренней свободы по отношению к ней, к которому всегда стремился Матисс. Созданные им женские образы редкой красоты и естественного благородства лишены портретности, совершенно ненужной здесь художнику, но зато в полной мере наделены той здоровой чувственностью, которая так пленяла его во многих моделях и, очевидно, в поэзии Дж.-А. Но. Крупные женские головы занимают порой весь лист, доходя до краев его (в некоторых случаях лицо даже больше натуральной величины, так как книга очень крупного формата). И это невольно возвращает к Стихотворениям Стефана Малларме, об иллюстрациях которых Матисс писал: Рисунок заполняет всю страницу, не оставляя полей, и так как он, вопреки обычаю, не сосредоточен в середине страницы, а разливается по ней всей, она кажется еще светлей.