Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Зрительный эквивалент

Отдельное, выпущенное тиражом в пять  именных экземпляров издание двадцати трех повторных литографий, предназначавшихся Матиссом для иллюстрирования Цветов Зла и им же самим отвергнутых, представляет собой альбом превосходных эстампов, лишенных, однако, по мнению самого Матисса, осязаемости образов поэзии Бодлера. Это издание интересно для характеристики Матисса как рисовальщика и мастера литографии, но, по существу, не имеет отношения к его искусству художника книги.

В первой половине 1945 года, сразу же вслед за двумя сериями литографий к Цветам Зла, Матисс делает иллюстрации и все оформление Писем Марианны Алькафорадо (так называемых Португальских писем) - классического, многократно переиздававшегося во Франции и по всему миру литературного памятника эпистолярного жанра XVII века. Своеобразный макет издания весьма тщательно продуман художником. Всем строем книги, страницы которой едва сдерживают напор крупных растительных форм рисунков и крупного же шрифта текста, Матисс пытается найти зрительный эквивалент трагически страстному любовному накалу писем португальской монахини, покинутой ее возлюбленным - молодым офицером французского экспедиционного корпуса. Книга насыщена литографиями. Отпечатанные густым лиловым цветом живые литографские рисунки гранатов, персиков, цветущих головок мака (в пределах каждого из пяти писем, составляющих книгу, варьируется изображение одного плода) проходят по верху полос. С ними перекликаются многочисленные, свободно нарисованные и отпечатанные в том же цвете большие инициалы в начале каждого абзаца текста, врезанные в плотный прямоугольник окруженного нарочито узкими полями набора. Каждое письмо предваряется шмуцтитулом, целиком занятым рисунком крупной растительной формы; далее следует иллюстрация и открывающая письмо страница с рисунком плода или цветка, поддержанным внизу несколькими короткими строками текста, набранного шрифтом особенно крупного кегля. В этой системе чрезвычайной насыщенности страниц книги жирно набранным текстом и крупными растительными элементами рисунков светлые листы очерковых, напечатанных бистром иллюстраций (они помещены не только в начале каждого письма, но и на отдельных листах в их тексте) с несколькими, написанными от руки словами, с которыми они соотнесены, воспринимаются как своеобразные оазисы.