Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG

Цветы Зла

Издание Цветов Зла (собственно, циклов любовных стихов, составляющих едва ли четвертую часть всей книги Бодлера) должно было быть иллюстрировано более чем тридцатью литографиями, представляющими, как обычно у Матисса в те годы, серии вариантов нескольких женских образов, восходящих к женским образам Бодлера, а также портретами самого поэта, Аполлинера и автопортретом художника. Прекрасные рисунки (их можно так называть, поскольку в книге - вследствие стечения неудач - вместо литографий пришлось поместить воспроизведения рисунков литографским карандашом, еще не переведенных на камень) женских голов свидетельствуют о глубоком проникновении Матисса в мир образов Бодлера; вновь и вновь возникающее в них лицо девушки с негроидными чертами заставляет вспомнить о том, что возлюбленная поэта красавица Жанна Дюваль была мулаткой. Репродуцированные с помощью фотолитографии на светло-серой подложке, эти рисунки, несмотря на хорошее качество печати, к сожалению, утратили, быть может, самое важное в изданиях такого рода - прелесть подлинного авторского оттиска. Многочисленные инициалы и книжные украшения, исполненные в оригинале тонкими перовыми линиями, а для издания гравированные на дереве резчиком-профессионалом, носят чисто орнаментальный характер; резко отличаясь этим от иллюстраций, они подчеркивают их смысловую соотнесенность с поэзией Бодлера. Следует упомянуть также варианты арабесков для концевых страниц стихотворений и целую серию эскизов обложки, наглядно показывающую три типа решения ее, предшествовавшие тому конечному (с условно изображенным цветком орхидеи), который был осуществлен в книге.