Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Текст Джаза

Текст Джаза (написанный летом 1946 г.) представляет собой заметки и наброски художника, изложенные непринужденно, местами - без видимой внутренней связи. Матисс откровенно говорит в начале своей книги, что для того, чтобы самым выгодным образом подать цветные композиции, ему нужно было разделить их промежутками совсем иного характера, для чего лучше всего подходили рукописные страницы, чья роль, следовательно, чисто зрительная. Я создал эти рукописные страницы, - пишет он, - чтобы смягчить одновременное действие моих хроматических и ритмических импровизаций: страницы образуют как бы звучащий фон, который их несет, окружает и тем самым сохраняет их своеобразие. Но, хотя Матисс заранее просит читателя о снисходительности, с какой вообще относятся к писаниям художников, он высказывает в Джазе целый ряд мыслей, весьма существенных для понимания его искусства.

В 1944-1945 годах, вслед за Джазом, Матисс сделал три книги со сравнительно небольшим объемом иллюстративно-оформительской работы. Это были Лики, Возвраты и Аполлинер.

В Ликах, в основе которых лежит серия превосходных станковых литографий с вариациями одного и того же женского образа, поначалу не предназначавшаяся для книги, Матисс при окончательном формировании издания добавил гравированные на линолеуме концовки, скомпоновал из такого же рода гравюр обложку и написал пером крупные инициальные литеры. Лики остались единственным в его практике изданием, в котором, вопреки обыкновению, изобразительный материал предшествовал литературному, и стихотворения Пьера Реверди, инспирированные литографиями Матисса, стали своего рода поэтическим комментарием к ним.