Карло Боссоли



Главная :: Галерея картин :: Ссылки :: Галереи, выставки :: Летопись ВОВ :: ENG :: Информация

Как делались декупажи

Совершенно особое место в работе Матисса занимает Джаз. Эта своеобразная книга большого формата насчитывает двадцать декоративных композиций, воспроизводящих декупажи из цветной бумаги; между ними помещены страницы с коротким, сочиненным самим художником и очень крупно написанным им от руки текстом. Джаз был также выпущен в виде альбома без текста, но Эрмитажу принадлежит основной, книжный вариант издания.

Вырезывание прямо в цвете напоминает мне непосредственное высекание скульптора из камня, - сказал Матисс о своем ощущении самого процесса исполнения декупажа.

Делались декупажи так.

Листы белой бумаги окрашивали тушью чистых, очень интенсивных цветов, обычных для палитры Матисса. Он выбирал нужный ему цвет и оттенок и ножницами вырезал из этой бумаги различные фигуры и формы, компоновал их, при необходимости передвигая по фону, также цветному или белому, и найдя им точное место, приклеивал или прикалывал для быстроты булавками (с тем, чтобы приклеить позднее). Эти рисунки ножницами, как называл их Матисс, воспроизведены в Джазе (он работал над декупажами в 1943-1944 гг., а вышло издание в 1947 г.) с помощью ручной набивки гуашью по трафаретам (так называемым пошуарам).

Сам Матисс в тексте Джаза так определил происхождение сюжетов своих композиций: Эти образы с их живым и страстным звучанием возникли из кристаллизации воспоминаний о цирке, народных сказках или путешествиях. Большая часть таблиц отражает цирковые впечатления художника: клоуны, ковбои, шпагоглотатель, слон, наездница на лошади, гимнасты - все это в веселом сверкании огней и красок, - и лишь немногие связаны с иным кругом тем (Икар, Сердце, Волк, три композиции Лагуны, навеянные давними воспоминаниями о лагунах острова Таити). Одни декупажи более или менее ясны по своей тематике (Клоун у рампы, Цирк), другие имеют достаточно сложные, не поддающиеся самостоятельной расшифровке программы, например Кошмар белого слона. Среди композиций есть сугубо сюжетные (Похороны Пьеро, Пловчиха в аквариуме), но есть и совершенно лишенные каких-либо признаков рассказа (Формы, Судьба, Лагуны).